Участники и порядок отбора
Среди различных ветвей биологической науки всё большую актуальность приобретает биотехнология. Биотехнология - это наука, изучающая возможность использования живых систем для решения технологических задач.
Программа образовательного модуля «Технология выращивания растений и рыб с помощью аквапонной экосистемы» познакомит школьников с основными живыми системами, являющимися составной частью живой природы, их свойствами, функциями, понятиями «биотехнология» и «аквапоника».
Аквапоника - это новая высокотехнологичная сельскохозяйственная технология, которая сочетает в себе как выращивание растительной продукции, так и производство рыбной продукции.
В настоящее время, в эпоху энергосбережения и экологических приоритетов, аквапоника получила новое развитие. Этим и обусловлено появление данной программы образовательного модуля.
Направленность программы: естественнонаучная.
Цель программы:
Формирование у обучающихся базовых компетенций в области биологии и биотехнологий, расширение и углубление межпредметных знаний, обеспечение занятости детей социально значимой деятельностью и их самореализации.
Задачи программы:
Обучающие:
- способствовать формированию системы представлений об аквапонике как динамичной экосистеме, о системе взаимосвязей внутри искусственной экосистемы;
- изучить историю развития и современное состояние аквапоники;
- изучить технологию и приобрести опыт выращивания растений и животных в искусственной экосистеме;
- формировать умение рассматривать аквапонику как сферу профессиональных интересов;
- формировать умение применять теоретические знания на практике;
- формировать умения и навыки лабораторных исследований, практической и проектной деятельности обучающихся.
Развивающие:
- расширять кругозор у обучающихся через работу с дополнительной литературой;
- развивать общеучебные и интеллектуальные умения: сравнение, анализ, сопоставление, установление причинно-следственных связей;
- развивать творческий и рациональный подход к решению задач;
- развивать умение работать в команде, а также организовывать работу в команде;
- развивать умение выступать в процессе подготовки отчётов и проектов учебной группы и перед более широкой аудиторией.
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, всему живому, культуру питания;
- воспитывать настойчивость, собранность, организованность, аккуратность;
- воспитывать умение работать в мини группе, культуру общения и ведения диалога, культуру уважения чужого мнения;
- воспитывать навыки бережного обращения со сложным оборудованием, а также другим имуществом.
Критерии отбора участников программы:
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 12-16 лет, увлекающихся изучением биологии и экологии, имеющих опыт участия в конкурсах, профильных сменах, конференциях и других активностях биологического направления и обладающих достижениями в данной сфере.
Содержание программы:
Программа разделена на два основных модуля:
Модуль 1. Условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности аквапонной системы.
Модуль 2. Принципы создания аквапонной экосистемы FishPlant. Место аквапоники в современном сельскохозяйственном производстве, её преимущества.
В содержание программы включены следующие темы:
1. Симбиоз - совместное существование растений, рыб и бактерий в аквапонике.
2. Технологический процесс аквапоники. Круговорот веществ, фильтрация и условия нормального функционирования всей биологической системы в аквапонике.
3. Устройство аквапонной системы FishPlant.
4. Оборудование аквапонной системы FishPlant.
5. Культивирование животных и растений.
6. Выбор рыбы и других водных животных. Кормление животных. Выбор растений. Подбор и оценка качества семян. Всхожесть семян. Закладка семян для проращивания.
7. Результаты выращивания растений их обработка и анализ.
Ожидаемые результаты программы:
Программа предусматривает итоговый контроль - защита проектов на конференции, в которой отмечаются достижения обучающихся в освоении программы.
По окончанию образовательной программы обучающиеся
овладеют понятиями:
- о правилах техники безопасности при проведении занятий и практических работ;
- в области биологии, экологии;
- о биотехнологиях, применяемых в охране окружающей среды;
- об альтернативных источниках энергии;
- об особенностях ухода за растениями и кормления рыб;
- об аквапонике как системе пяти потребляемых элементов, гидропонике, аквакультуре, как новых отраслях сельского хозяйства, их преимуществах;
- о технологических процессах аквапонной системы;
- об устройстве и оборудовании аквапонной системы.
овладеют умениями:
- ведения дневника наблюдений;
- лабораторных исследований, проектной работы;
- ухода за аквапонной установкой;
- выращивания растений и животных в искусственной экосистеме - аквапонике;
- творческого и рационального подхода к решению поставленных задач;
- сравнивать, анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи.